Великий мастер Гитин Фунакоси жил на Окинаве в Сюри. С 13 лет овладевал секретами каратэ под руководством двух опытнейших наставников, лучших учеников Мацумуры — Анко Азато и Анко Итосу. К 30 годам Фунакоси был признан своими учителями как достойный продолжатель их дела. По традиции, берущей начало от Сокона Мацумуры, он стал учителем каллиграфии и этим зарабатывал себе на жизнь. В 1902 году по его совету инспектор народных школ Синтаро Огава включил каратэ в учебные планы нескольких школ острова в качестве средства физического и нравственного воспитания. Преподавание вели Итосу, Фунакоси и Хигаонна.
В 1906 году Фунакоси вместе с друзьями создал группу для публичного показа искусства каратэ, и за 10 лет они объездили с выступлениями все сколько-нибудь крупные селения острова. Гвоздем программы было так называемое «сивари», или разбивание голыми руками различных твердых предметов. Кроме того, публика была поражена исполнением комплексов формальных упражнений (так называемых «ката»).
Слухи о выступлениях постепенно дошли до метрополии в 1916 году японское братство мастеров воинских искусств «Будо-кай» пригласило Фунакоси и его товарищей приехать в Японию для показа приемов каратэ и для поединков с лучшими мастерами дзю-дзицу и дзюдо.
Приглашение было принято. Выступая в Киото в специальном зале для любителей традиционных воинских искусств «Будоку-дэн», Фунакоси с друзьями просто ошеломили японских специалистов. Демонстрируя неизвестные приемы и виртуозную технику, они побеждали самых сильных противников. Больше всего поразило то, что Фунакоси (рост всего 155 см) мог успешно отражать одновременное нападение пяти противников, вооруженных холодным оружием!
Вернувшись домой, Фунакоси создал там по японскому образцу окинавское братство мастеров воинских искусств «Окинава Сё-букай» («Союз окинавских воинов династии Сё») и, став его главой, приложил много сил для дальнейшей популяризации каратэ среди окинавскои молодежи. В 1921 году ему снова довелось публично показывать каратэ японцам, на этот раз на самой Окинаве в бывшем королевском замке Сюри перед наследным принцем (впоследствии императором) Хирохито.
А в 1922 году Фунакоси и Мабуни были посланы официальными представителями Окинавы в Токио для участия в национальной атлетической выставке (нечто вроде спартакиады учебных
заведений). Там они провели ряд показательных выступлений.
Это вызвало такой интерес, что Дзигоро Кано, Морихей Уесиба и знаменитейший фехтовальщик Хакудо Накаяма стали уговаривать друзей остаться в Японии. Мабуни вернулся домой, а Фунакоси остался. Так в возрасте 53 лет Гитин Фунакоси начал свою деятельность по внедрению каратэ в Японии.
С 1924 по 1931 год он непрерывно разъезжал по стране с лекциями о каратэ и демонстрацией его техники. Он действовал под покровительством министерства просвещения, поэтому все клубы каратэ создавались в этот период только при университетах, а доступ в них имели помимо студентов и преподавателей лишь военные и полицейские чины. Первый такой клуб был открыт в 1924 году в Токио в университете Кейо.
Поначалу учеников было мало, поэтому Фунакоси жил в бедности и по-прежнему подрабатывал каллиграфией. Однако в 1936 году он смог наконец открыть в Токио собственный клуб каратэ «Сёто-кан». Так же стали называть и созданный им стиль каратэ («Сёто» — это литературный псевдоним Фунакоси, бывшего не только каллиграфом, но и поэтом).
К 1940 году в Японии не было уже ни одного университета, ни одного военного училища, не имевших клуба каратэ. Но в этом Фунакоси помогли его друзья. В 1928 году Кенва Мабуни (1889—1952), ученик Анко Итосу и Канрё Хигаонна, все же последовал призыву своего старшего товарища и переехал в Японию.
Свой стиль он назвал Сито-рю, по произношению иероглифов, обозначавших фамилии его учителей. Мабуни, как и Фунакоси, встретил самую пылкую аудиторию, благодаря чему его стиль пышно расцвел в Осаке и прилегающих к ней районах.