Школы каратэ в Японии


Из нескольких десятков направлений, стилей и школ каратэ в Японии основными являются пять: Сётокан, Сито-рю, Годзю-рю, Вадо-рю и Кёкусинкай.
То, что Фунакоси преподавал в Японии в первые годы своей деятельности, было типичной системой самозащиты рукопашного боя, со множеством захватов и бросков, подсечек, ударов ногами в нижнем уровне. Ученики Фунакоси и его сын, Еситака, который был выдающимся мастером кэмпо, значительно видоизмени ли стиль патриарха каратэ.
Они сделали его, если можно выразиться, более эффектным внешне, более «спортивным», но менее эффективным в качестве самозащиты. В основном новшества такого рода были обусловлены желанием избежать, по мере возможности, пагубных последствий освоения каратэ людьми, чья нравственность оставляет желать много лучшего.
После смерти Г. Фунакоси (1957 год) в стиле Сётокан четко обозначились два основных направления.

В первом, возглавляемом мастерами Окуяма, Осима, Харада и Эгами, делается акцент на духовных аспектах каратэ, считая его исключительно средством самосовершенствования самозащиты. Во втором, сторонники которого Касэ, Накаяма, Нисияма и Такаги, каратэ трактуется в первую очередь как спорт.
Наибольшую известность из этих людей получил Масатоси Накаяма (1913—1987). Он с 1931 года учился у Г. Фунакоси, а с 1937 года жил несколько лет в Пекине, где изучал китайский язык и китайское кэмпо. У него 9-й дан по каратэ, черные пояса в дзюдо и кендо. Он много ездил по свету с показательными выступлениями своих учеников и с лекциями о каратэ. Всемирную известность получили его книги «Динамичное каратэ», «Наилучшее каратэ» (в 8 томах) и «Практическое каратэ» (в 6 томах).
Стиль Сито-рю создал, как уже говорилось выше, друг и соратник Фунакоси Кенва Мабуни. Этот стиль ближе к староокинавскому стилю Сёрей-рю. Для него характерны жесткие блоки, мощные удары, захваты и броски, тогда как финтам и уклонам уделяется незначительное место. Сито-рю для плотных, рослых мужчин, предпочитающих силовую манеру ведения поединка, в отличие от стиля Сётокан, где преобладает маневрирование, а в ударах точность попадания ценится выше, чем сила самого удара.

Стиль Годзю-рю ввел в Японии еще один выходец с Окинавы, Тодзюн Мияги. Стиль гармонично сочетает резкость и силу окинавского кэмпо с мягкостью и плавностью «внутренних» школ китайского кэмпо. Здесь чередуются быстрые и медленные движения, напряжение мышц и их расслабление, мощные удары и мягкие защиты. Амплитуда движений относительно невелика, финты и уклоны почти не используются. Впрочем, руководители данного направления каратэ считают, что для человека, по-настоящему владеющего своей внутренней энергией, любой удар нипочем.
Мияги, прожив в Японии всего 4 года, в 1934 году переехал на Гавайи, а после войны вернулся на Окинаву. Поэтому центральной фигурой данного стиля в Японии стали отец и сын Ямагути. Оба подчеркивают, что главное в практике каратэ — это научиться упра лять своим дыханием и концентрировать внутреннюю энергию в любом месте своего организма. Они считают также, что занятия каратэ надо сочетать с практикой хатха-йоги.

Стиль Вадо-рю («Путь мира») основал один из первых японских учеников Г. Фунакоси Хиронори Оцука (1892—1982), который с детства занимался дзю-дзицу и другими традиционными воинскими искусствами. По профессии он врач лечебной физкультуры и массажист. Свои знания и опыт использовал для соединения наиболее рациональных и простых приемов дзю-дзицу с упрощенной техникой стиля Сётокан. Его стиль весьма экономичен, подчеркивает «мягкое» уступание «жестким» атакам, предпочитает «щелчковые» удары, выполняемые без напряжения мышц полурасслабленными руками и зависящие больше от скорости, чем от силы. Доскональное изучение формальных упражнений (ка та) важнее, чем увлечение спаррингом (кумитэ).